Я очень хорошо помню как открыл для себя Венецию Бродского. Ту самую Венецию где нет туристов, где дуют пронизывающие до костной ткани ветра, а знаменитые каналы не менее опасны для здоровья, чем приятны глазу. Венецию, где все лишнее, туристическое и бессмысленное закрыто, водное сообщение запечатано до прихода тепла, а вокруг такие же как ты сумасшедшие гости волшебного города, замешанные в едином ритме с его меланхоличными жителями. Ну и конечно же призраки, блуждающие вдоль почерневшей воды, взмывающие над мостом Дьявола, стремящиеся несимметричной вереницей к просторам Гранд Канала. Помню эти дни, этот ветер, это странное ощущение безвыходности, очень красивой безвыходности, стройной и в чем то даже благородной. Это как если умирать от чумы, но среди золотых канделябров, держа в одной руке древнюю рукопись цены которой нет, а другой прижимая к себе ключи от Рая. Венеция зимой не для всех, вернее, далеко не все подходят Венеции которая случается зимой.
В тот день, стоя перед величественным собором Святого Марка, плененный ритмом площади раскинувшейся перед этим огромным реликварием я впервые задумался о своем восприятии мира, о том, как я создаю эту связь между своим внутренним миром и тем, что существует снаружи и даже подумал, а создаю ли я что либо вообще?Стоило мне только погрузиться в эти мысли, как вокруг все закружилось, потеряло очертания, колонны превратились в плотную серую тень, витрины магазинов, колокольня, фигуры апостолов - каруселью из образов, форм и фигур закрутилась центральная площадь моей любимой Венеции.
Ничто не происходит просто так, причина - основа всякого события и исключений не бывает, они не предусмотрены божественным законом. Вот и в моем случае каждое случившееся в моей жизни событие имело свои причины. Увлечение историей религий, культов и верований, примерами человеческих взлетов и падений совершенных в нескончаемых попытках отыскать ответы на три главных вопроса этой жизни: кто мы? Зачем мы здесь, и кто наш Создатель? Это было обусловлено не только звенящим без остановки в моей душе требованием найти ключи к приведенным выше вариациям лабиринта Минотавра, но и определенными особенностями лично моего восприятия мира.
Особенности эти ни разу не супер способности и далеко не всегда полезные, порой они весьма прилично мешают жить обычной человеческой жизнью. Одна из таких особенностей это умение проваливаться сквозь время (если конечно умение падать с лестницы или подворачивать ногу на пешеходном переходе можно назвать способностью).
Стоя на развалинах замка XII века я слышу голос Великого Магистра и стук кузнечного молоточка прибивающего шпору. Ступая на землю острова Торчелло я внимательно вслушиваюсь в голоса первых поселенцев и мерным шагом прогуливаясь вдоль болот вижу тела, раздувшиеся от чумы и раскиданные вдоль узких каналов бывших когда то частью системы водоснабжения. Осматривая величественный Пантеон в Риме я наблюдаю как спешно разбивают статуи древних богов и меняют их на те, которые были угодны Риму в тот конкретный период временного континуума. Пригнув голову под нависшими над моей головой сталактитами в пещере Эшкурал в Эворе я слышу неравномерное дыхание того самого человека, который смог дотянуться до меня сквозь тысячелетия охрой начертив на стенах отчетливые рисунки животных. Уже после, на протяжении еще нескольких дней этот человек будет сопровождать меня повсюду и очень радоваться что ему все же удалось задуманное и кто то увидел именно его, а не просто пещеру с доисторическими наскальными изображениями. Такое сумасшествие происходит со мной всегда, где бы я ни был, независимо от того хочу я этого или нет я проваливаюсь сквозь время, пронзаю огненной стрелой целые слои поколений и вижу, слышу, чувствую все - от запаха пота склонившего голову тамплиера в доспехах XIII го века до цвета заката над дольменом возникшем почти V тысячелетий назад.
Конечно, обладая таким весьма странным если можно так сказать талантом, я всегда был стимулирован немного больше других моих коллег. История являлась не просто интересом к определенному виду науки, это было путешествие во времени в кабинке трехмерного кинотеатра. И я до сих пор получаю огромное удовольствие от этого путешествия. И уверен, буду получать его до конца своей эпохи.
Так было и в Венеции. Так регулярно случалось в Риме, Париже, Санкт-Петербурге, так я живу каждый день в священной Португалии. И собственно, давайте рассматривать все вышесказанное как предисловие к тому, о чем собственно я собираюсь поведать.
Быть здесь и сейчас. Всегда.
Люди приходят и уходят. Мимолетные люди. Мы тратим деньги на то, что по нашему мнению имеет значение. Для некоторых это некие предметы быта, то, что можно потрогать. Произведения искусства, одежда, транспортные средства, в общем нечто материальное, для других совсем наоборот - нечто невещественное, некое нематериальное состояние, в частности - путешествия. Те самые, которыми люди обогащаются, наполняют изнутри и чувствуют себя счастливыми.
Часто, работая с туристами я наблюдаю их неподдельный интерес к истории и меня в буквальном смысле воспламеняет изнутри их вопросительное состояние, я безмерно люблю свою работу именно потому, что могу рассказывать, передавать и главное - отдавать.
Часто, люди просят меня говорить медленнее, сетуя на то, что информация не укладывается, что за многие дни их путешествия все услышанное смешалось в единый клубок с увиденным, просят обязательно прислать им конспект сказанного. Я всегда отвечаю одинаково - не беспокойтесь если не запомнили, ведь это совсем не важно. Увиденное вас обязательно догонит.
Эту фразу я услышал от человека научившего меня чувствовать мир, человека которому я безгранично благодарен за все что у меня есть сегодня и когда я говорю все что у меня есть, я имею ввиду все, что находится внутри и совсем не видно снаружи.
"Увиденное тебя догонит". Эту фразу я впервые услышал в Париже. Еще совсем зеленый в умении воспринимать, не умеющий контролировать и управлять скольжением сквозь время, я как прикованный к яркой витрине мальчишка, задрав голову смотрел на застывших в каменной паузе гаргулий собора Нотр Дам. Оскалившись, они священным кругом отделяли рукотворное Святое Слово от мира выброшенных на мостовую окурков, грязных ругательств на всех языках мира и пошлых мыслей гостей столицы Франции.
-Они ждут ночи. Ночью начнут носится туда-сюда по крышам города.
Эти слова сказанные мне тогда казались шуткой, странной и немного глупой.Продолжая рассматривать неприступные стены, символы на камнях и лица этих странных существ называемых гаргульями, я не понимал насколько реальными окажутся для меня эти слова спустя всего каких то полгода.
-Пойдем!
-Погоди, я хочу запомнить все это, у меня каша в голове, я ничего не понимаю.
-А понимать и не нужно. Увиденное тебя обязательно догонит.
И оно догнало. Спустя буквально несколько недель после возвращения в Москву, сидя за рабочим столом и разглядывая очередной график публикаций я внезапно увидел перед собой тех самых каменных существ. Их озлобленные лики смотрели мне прямо в глаза. Я чувствовал запах парижских улиц и холодные прикосновения небесной влаги. Шел проливной дождь и ледяная вода широкими потоками низвергалась из пастей стражников собора, прямо на каменный тротуар окружавший Нотр Дам де Пари.
-Гагрульи это водосток, вместе с водой они вымывают грехи и темные силы из храмов в которых живет Святой Дух. Откуда я это помню?! С чего вообще я вдруг думаю об этом? Читал где то? Слышал? Не важно. Отрываю прикованный взгляд от монитора, смотрю сквозь пластиковое окно офиса. За окном Москва, Садовое кольцо. Идет проливной дождь. Я все понял. Увиденное меня догнало.
Не стоит стараться запомнить все, но обязательно нужно научиться впитывать, впускать в себя знания, даже если порой они заключены в молчании стен, в величии монументов, в покое древних развалин. Даты, имена и фамилии, титулы и деяния порой имеют гораздо меньшее значение для восприятия и понимания истории чем ощущение которое вы получаете прислонившись к стене V века или обняв оливу которая продолжает плодоносить больше тысячи лет. Порой, ощущения намного важнее чем механические ощупывания песка безвозвратно ушедших веков.
Попадая во владения места имеющего историческое значение крайне важно оказаться там совершенно осознанно, понимая где вы находитесь отбросить все что связывает вас с местом из которого вы прибыли, с временем в котором вы живете и попробовать просто быть, слушать и слышать пространство и время, быть с ними заодно, быть не просто их гостем, но находится с ними в едином измерении. И тогда увиденное обязательно вас догонит, без всяких конспектов, дат и прочей документалистики вы будете знать больше любого академика, ибо нет ничего более точно передающего прошлое, чем его ощущение и сопереживание.
Это совсем не означает что точность исторического повествования необходимо отбросить, совсем нет! Главное помнить что цифры и данные в целом нужны только для одной цели - помочь нам более точно вообразить прошлое. Данные - это подспорье, инструмент, но отнюдь не цель. Понимать это крайне важно.
Все имеет значение. Абсолютно все.
Часто, мои гости задают мне вопрос про маршрут того или иного тура. Этот вопрос всегда ставит в тупик потому что невозможно описать магию места словами, сухие названия ни о чем не скажут, все нужно видеть своими глазами и как было сказано выше - чувствовать. Для меня не редкость открывать что то новое вместе с туристами. Новые и не замеченные мной до этого сигилы на транспетах церкви святого Франциска, необычное и явно преднамеренное расположение на карте Конвенту Ду Кришту, церкви Иоанна Крестителя и церкви Дос Оливайш, странный и явно искусственный ландшафт северного леса в Назаре, необычный фонтан XVI века в форме женского лона в национальном парке Семи Холмов и конечно одна из старейших вестготских церквей в Португалии Сао Жиао неподалеку от Назаре - это только малая часть обнаруженных исторических тонкостей по пути наших туров в Португалии. И все это наверняка осталось бы незамеченным нами если бы не одно из главных правил для любого человека увлекающегося историей, правило, которое я безукоризнено соблюдаю. Все имеет значение. Внимание должно быть обращено абсолютно на все детали, даже те, которые могут показаться совсем незначительными на первый взгляд. Смотрите в оба, будьте внимательными к мелочам потому как очень часто вещи имеют взаимную связь,являются логическим продолжением зависят друг от друга напрямую.
Конечно, сегодня при наличии возможностей которые нам подарила всемирная сеть достаточно нажать несколько кнопок и мы получим информацию о любом интересующем нас факте, предмете или месте. Но все же, насколько приятнее производить самостоятельный поиск, поиск, основанный на логическом, я бы даже сказал дедуктивном методе мышления. Результаты такого поиска, как сказали бы мои англоговорящие коллеги - highly awarding. И это действительно так.
Чувстовать,чувствовать,чувствовать.
Изучая невероятно богатый мир Средневековой символики я пришел к одному на мой взгляд единственно правильному выводу - невозможно воспринять мир идентичным тому, который был воспринимаем человеком Средних веков. Узнавая подробности быта наших предков мы лишь создаем для себя иллюзию осознанности и понимания, но в действительности уходим далеко за границы реальности. Средневековый человек воспринимал мир опираясь на систему координат присущую только времени его существования и совершенно отличную от той, которую мы используем для взаимодействия с нашим миром сегодня. Посещая исторические памятники и объекты, осматривая убранства монастырей и гробниц мы должны полностью отдавать себе отчет в слепоте своих исторических навыков. Единственное на что мы можем полагаться, это способность чувствовать, сопереживать людям тех исторических эпох, отпечатки которых мы имеем честь наблюдать сегодня. Я бы назвал это "чувством временной идентичности". С ударением на О. Чувство, основанное на двух базисных отправных точках - начальном знакомстве с историческими фактами и глубоком внутреннем ощущении причастности. Только при такой комбинации возможно то, что в Uncommon Tours мы называем "погружением" и главное, пониманием давно исчезнувших времен.
И если для овладения историческими фактами вам не потребуется тренировать глубину своей души, своего восприятия событий, людей, мира, то для ощущения причастности придется прилично поработать над собой, причем методы такой работы у каждого человека будут свои. Я же дам один, но на мой взгляд очень важный совет: путешествуя, будьте здесь и сейчас, не старайтесь вместить в себя тонны цифр, дат, имен и событий, остановитесь, поймите что это совершенно не важно и пришло время по новому воспринимать историю. Посмотрите вокруг и вдохните в себя то, что вы видите. Нет гида, нет людей вокруг, нет вообще ничего, только следы прошлых времен которые незримой рукой прикасаются к вам в это самое мгновение. Ощущайте время внутри себя и тогда, вы заберете с собой не сухие данные, а целую вселенную ощущений. Не гонитесь за информацией и всегда помните - увиденное вас обязательно догонит.
Завершу же я этот пространный текст замечательной цитатой великолепного филолога и литературоведа Валентина Оскоцкого сумевшего в сжатом формате выразить всю суть исторической науки.
"Историю мало знать - ее надо уметь чувствовать,. приживать нравственно и эстетически. Человек, лишенный чувства истории, неминуемо обедняет, обделяет себя".
В. Оскоцкий